смольный собор

«Ecco una chiesa!» (Вот это церковь!)
По легенде именно так восклицал всякий раз, проходя мимо Смольного собора и снимая перед ним шляпу, Джакомо Кваренги. И дело было, разумеется, не только в высоте Смольного собора – 93,7м, восторг Кваренги вызывала стилистическая и гармоническая красота еще одного творения великого Растрелли. По архивам известно, что Растрелли собирался сделать Смольный собор на манер европейских храмов однокупольным.


Однако Елизавета, которая «заказала» этот монастырь, чтобы провести остаток своих дней в тишине и покое, настаивала на соблюдении православного канона. Иными словами, Смольный собор должен был быть пятиглавым. Растрелли внял аргументам царицы, но в Смольном соборе он представил свое необычное пятиглавие. К самому храму относится только огромный центральный купол, остальные 4 – это звонницы вогнутой формы, расположенные по бокам.


Сейчас Смольная звонница считается одной из самых высоких музейных смотровых площадок С.-Петербурга (50 м), с которой разворачивается грандиозная панорама самого Воскресенского монастыря и Смольного института, а также расположенной радом живописной излучины Невы. Экскурсия на смотровую площадку звонницы – это подъем по 277 ступеням и проход чердаком собора, где сохранились редкостные конструкции кровли и сводов Растрелли, а также кирпичная кладка того времени.


Известно, что в замыслы талантливого зодчего входило и возведение здесь самой крупной пятиярусной колокольни (140м), которая бы поднималась выше Петропавловской колокольни в известной крепости. Колокольня Смольного собора должна была начинаться триумфальной аркой на первом ярусе, быть надвратной церковью – на втором, а далее идти звонницы, завершающиеся небольшой башенкой с главой и крестом на самом верху. Однако этому величественному строению не суждено было состояться.


Меж тем, царственность и размах строительства собора поразил Елизавету, и в 1754году она, посетив стройку, она принимает решение отлить для колокольни Смольного колокол в 20тыс. пудов и диаметром более 6,5 м. Этот колокол был бы больше своего московского «собрата» — царь-колокола.
Смольный ансамбль строился вообще дольше всех петербургских зданий – почти 87 лет. Тому причиной были и война, и смена императоров и императриц, и изменения в целях и задачах самой постройки.
Смольный задумывался как монастырь для Елизаветы Петровны, однако, она не дождалась его открытия, и тогда почти готовый храм был надолго закрыт. Екатерина II отстраняет Растрелли, и Смольный еще 10 лет достраивает Ю.Фельтен. Его полукруглое здание Александровского института в духе раннего классицизма гармонически сочетается с елизаветинским барокко Растрелли.


Екатерина решает создать в этих стенах известные 2 учебных заведения Смольный институт для «благородных девиц» и Александровский/ 1765-1775/ — для девиц мещанского сословия, где воспитанием «смолянок» стали бы заниматься монахини.
Павел I и вовсе монастырь упраздняет, монахинь переводит в другие обители, а для «благородных девиц» выстраивают Смольный институт /1806-1808/. Эту третью составляющую всего Смольного ансамбля и возводит Д.Кваренги. Кстати, кваренговский Смольный институт был первым, специально спроектированным и построенным зданием для учебного заведения.


Окончательно Смольный монастырь достраивается В.П.Стасовым в 1835году, тогда же и храм стал называться «Собором всех учебных заведений». Этот храм может принимать до 6 тыс. прихожан. Его запрестольный образ, работы А.Г.Венецианова ныне хранится в Русском музее. В свое время алтарь храм был отделен хрустальной балюстрадой, в числе достопримечательностей Смольного была и дарохранительница, изготовленная по рисункам К.Тона из пяти пудов серебра.
По старой советской традиции Смольный был закрыт как храм и открыт как склад, затем как филиал музея истории Ленинграда, а с 1990г — концертно-выставочный комплекс. В 2009году епископом Гатчинским Амвросием был отслужен первый молебен, а с 2010 года Смольный собор снова начал регулярные богослужения.


Такова была история еще одного величественного и прекрасного храма С.-Петербурга, возникшего на месте Смоляного двора, где варили деготь и хранили смолу для потребностей Адмиралтейской верфи. С чего и пошло называние Смольный, закрепившееся как за самим Воскресенским собором, так и за всем комплексом зданий этого ансамбля.

По организации групповых туров в Санкт-Петербург воспользуйтесь формой контакты

To organize group tours to St. Petersburg, use the contact form

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *