Ливадийский дворец
Ливадия… Вслушайтесь в звучание этого слова — мелодичное, напевное, как имя любимой женщины. Такое сравнение совершенно справедливо: многие влюблялись в Ливадию с первого взгляда и стремились сюда всем сердцем. Так случилось и с всероссийскими самодержцами. С 1861 года на протяжении более полувека Ливадия была любимым местом отдыха Александра II Освободителя, Александра III Миротворца и Николая II Страстотерпца.
Невиданный случай: проектирование и строительство нового императорского дворца было поручено провинциальному зодчему — Николаю Краснову, в то время городскому архитектору Ялты. Николай Петрович блестяще справился с ответственной задачей. После обсуждения идей с Высочайшим заказчиком, он взял за основу стиль итальянских палаццо эпохи Возрождения, XV–XVI столетий. В то же время сама живописная природа Южного берега убедительно подсказывала важнейшие детали. Например, чтобы сделать здание праздничным, архитектор вместо рустованного и, как правило, темного камня, который использовался в постройках Возрождения, возвел здание из шлифованного белого севастопольского известняка.
Во внешних архитектурных формах Краснов строго придерживался выбранного стиля. Чтобы приблизить Ливадийский дворец к итальянским прототипам, зодчий делает центром всей композиции здания большой внутренний двор, повторяющий характерные черты внутренних двориков палаццо. Идею Ренессанса подчеркивают мраморные фигуры львов, охраняющие вход, скамьи, яшмовые вазы, ажурные кованые ворота, колонны, высеченные из белоснежного каррарского мрамора.
Стиль интерьеров собрал все достижения мирового искусства: огромная столовая поражает изящной лепкой, вестибюль выполнен в духе Рима I века, приемная напоминает зал Совета пятисот во Дворце дожей в Венеции, бильярдная отвечает стилю Великобритании XVI века, а кабинет Николая был оборудован мебелью в модном стиле жакоб.
От прежних строений архитектор сохранил Крестовоздвиженскую церковь. С ней были связаны важнейшие события в жизни династии: в 1894 году тут служили панихиду по скончавшемуся в Ливадии Александру III, в этих же стенах был озвучен манифест о вступлении на престол Николая Александровича, а его невеста, принцесса Алиса, приняла православную веру.
Дворец был построен в рекордно короткие сроки. В феврале 1910 года заложили фундамент, а 20 сентября 1911 года император Всероссийский и его семья отпраздновали новоселье.
Новая резиденция очаровала хозяев. «Мы не находим слов, чтобы выразить нашу радость иметь такой дом, выстроенный именно так, как хотели, — рассказывает Николай в письме матери. — Архитектор Краснов — удивительный молодец».
Белый дворец олицетворял самые радостные страницы жизни семьи — рождение детей — и самые спокойные времена в истории России: страна переживала необычайный экономический подъем. Каждый визит в Крым превращался в праздник. Об этом красноречиво свидетельствуют записи в личном дневнике императора. «Какая благодать быть снова в Крыму!» — записывает государь. «В Ливадии была жизнь. В Санкт-Петербурге — служба», — признается он сам себе.
Первый Музей быта царской семьи открыли здесь еще в 1922 году. Однако просуществовал он недолго: советская власть стремилась уничтожить все следы «проклятого прошлого». Наиболее ценные вещи передали в другие музеи. Например, предметы, вывезенные из Ливадии, составляют экспозицию одного из залов в Павловском дворце Санкт-Петербурга.
Современная экспозиция «Романовы в Ливадии» размещена в залах второго этажа — личных покоях царской семьи. Множество замечательных предметов повествуют о жизни, быте, отношениях в семье последнего русского самодержца. Уникальные документы, чудом сохранившиеся в пожарах времени, позволяют прочувствовать настроение, характеры, привязанности членов царской фамилии, их «тоску по Крыму».
Несмотря на многочисленные перипетии, выпавшие на его долю, Ливадийский дворец сохранил некоторые вещи, помнящие своих царственных владельцев. Например, двери из натурального дуба, книжные шкафы из красного дерева — родные, они хранят тепло рук императора и членов его семьи. Ялтинские коллекционеры передали в музей ряд уникальных предметов — батистовый платочек с вензелем «МФ», принадлежащий императрице Марии Федоровне — матери Николая II, стул с монограммой Николая II, личную печать государя, подзорную трубу, с помощью которой императрица Александра Федоровна любовалась видами Ялтинского амфитеатра. В малой столовой, где собирались узким семейным кругом, теперь стол застелен подлинной скатертью, а на ней — сервиз Императорского стекольного завода с клеймом «Ливадия».
Недавние реставрационные работы позволили увидеть ряд интересных деталей, скрытых неумелыми ремонтами. Например, когда принялись за белые колонны на первом этаже, возле которых любят фотографироваться туристы, оказалось, что при царе они были вовсе не белыми. Штукатурка скрывала нежно-желтый искусственный мрамор с прожилками. Колонны отмыли от безликой белизны, натерли воском, как это делали в царские времена, и теперь они как бы засветились изнутри.
Освободили от слоя штукатурки вензель с буквой «Н» над центральным входом. Очищены от краски и камины, теперь взору гостей дворца открыт их первозданный мрамор. Интересно, что эти камины — действующие, но были установлены не для обогрева помещения, а исключительно для красоты, чтобы придать помещению больший уют. А тепло обеспечивала новейшая по тем временам система центрального отопления.
Николай Краснов предусмотрел все достижения цивилизации начала XX века: телефон, электрическое освещение, центральное отопление с вентиляцией, горячую и холодную воду во всех помещениях, морскую воду для ванн. Среди технических новинок был лифт. Он поднимал обитателей дворца на крышу, которая одновременно служила и солярием, и обзорной площадкой. Лифт бесперебойно работает по сей день, и все желающие могут подняться на высшую точку дворца и полюбоваться видами на ялтинскую бухту и окружающие ее горы.
По организации туров в Крым обращайтесь через контакты
For organizing tours to Crimea, please contact us