Легенды метро «Боровицкая»
Мистические легенды и тайны станции метро Боровицкая. Почему эта станция так долго не могла появиться на московской карте? Какие тайные смыслы скрывает её отделка? Правда ли, что строители во время работ на станции находили очень странные вещи? А также — что скрывают небольшие керамические квадратные миниатюры на кирпичном фоне? И какой смысл архитекторы вложили в панно, которые располагаются на станции? Об этом и не только расскажу сегодня.
Вода повсюду
Станция «Боровицкая» является частью самого крупного пересадочного узла в Московском метро. Здесь располагаются сразу четыре станции разных линий столичного метрополитена. «Боровицкая» появилась позже, чем все остальные. Её торжественное открытие прошло 23 января 1986 года. В составе участка от «Серпуховской» до собственно «Боровицкой» с промежуточной станцией «Полянка».
Различные перспективные планы развития предполагали, что #московское метро могло бы обзавестись новой линией гораздо раньше. Первые варианты появлялись ещё в 1970-х годах. Но природные условия в центре и на севере Москвы оказались намного сложнее, чем думалось изначально. «Боровицкая» находится в 46,5 метрах под землёй. Но и здесь строителей одолевали плывуны и грунтовые воды. Конечно, сыграло роль находившееся не так далеко русло реки Неглинной. Может, поэтому на станции и сейчас часто пахнет какой-то затхлостью и канализацией?
Проект предусматривал, что станция получит названия «Библиотека им. Ленина», такое же, как у одноимённой платформы Сокольнической линии. Однако в итоге решили, что новая станция будет называться «Боровицкой». В честь одной из Кремлёвских башен, которая находится недалеко от наземного вестибюля.
Станция с глубоким смыслом
Архитектура станции не так проста, как может показаться на первый взгляд. Авторы проекта Лев Попов и Вадим Волович оставили здесь много интересных деталей, которые незаметны вечно находящимся в спешке пассажирам. Но об этом немного позже. По конструкции станция пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Облик платформы имеет два главных мотива.
Во-первых, Московский Кремль. Во-вторых, отражение славной истории Российского государства, в том числе и советского периода. Поэтому архитекторы выбрали такое своеобразное оформление. Пилоны напоминают ворота. А их отделка из светлого мрамора отсылает нас ко временам Белокаменного Кремля. Красный кирпич на внутренней стороне пилонов напоминает о годах правления Ивана III. Ведь именно в этот период крепостные стены впервые стали красными.
Оформление станции «Боровицкая»: белый мрамор и красный кирпич. Также обратите внимание на интересные светильники в карнизах, 2021.
Кроме того, привлекает внимание и необычная форма пилонов. Их верхняя часть плавно переходит в массивный карниз. В нём находятся светильники. В сочетании с красным кирпичом создаётся образ крепостных стен. Так архитекторы хотели отразить неприступность Московского Кремля.
В южном торце станции разместили керамическое панно. На нём можно увидеть Кремль, из которого вырастает дерево с кроной в виде карты СССР. Там же 15 фигур чуть больше, чем бюсты, в национальных костюмах. Наверное, вы уже догадались, что композиция символизировала советские республики. Непосредственно у Кремлёвской стены колосилась золота нива. В таком же цвете оформлено и небо.
Есть ещё одно панно в северной части платформы, над эскалаторным переходом на станцию «Арбатская». Там изображены купола, опять же, золотого цвета. На некоторых можно увидеть львов. Всё это на фоне из красного кирпича.
Правда или вымысел?
Строительство «Боровицкой» окутано небольшой тайной. В последние годы активно тиражировалась информация, согласно которой рабочие обнаружили на глубине 5-6 метров под землёй целый дом. Его фасад остался нетронутым временем, а внутри даже сохранились детали интерьера и утвари. Якобы здание построили в 16 веке, а потом оно просело, поэтому и дошло до нас в таком хорошем состоянии.
Однако эта #история вызывает вопросы. Во-первых, как рабочие могли оказаться на такой небольшой глубине, если станцию строили закрытым способом с помощью тоннелепроходческих щитов? Эскалаторы встраивали в уже существующий вестибюль. Во-вторых, версия с провалом грунта звучит не очень правдоподобно. Почему тогда остальные здания на месте? К тому же, в открытых источниках нет ни одной фотографии удивительной находки. Да и участники строительства (например, автор панно в южном торце, художник Иван Николаев) не припомнят ничего такого.
Так что, скорее всего, это байка из разряда городских легенд. Однако во время строительства рабочие действительно нашли много ценных археологических экспонатов. Например, кувшины и керамические изделия.
Таинственные картинки
Намного больший интерес вызывают керамические миниатюры на стенах, о которых вы, возможно, даже никогда не слышали. Многие не замечают их в повседневной суете. Изображения находятся с внутренней стороны пилонов, то есть на кирпичной отделке. Их тематика разная: самолёт, ракета, космонавт, серп и молот, Георгий-победоносец и др. Можете посмотреть на фотографиях ниже.
Но есть несколько миниатюр, которые вызывают вопросы. Например, на одной изображены цифры от 1 до 9. На второй с виду обычный конь дополнен спиральным символом. А третья и вовсе — показывает нам пятиконечную звезду сомнительного характера в кружочке.
Возможно, некоторые пытаются найти скрытый смысл там, где его нет, а архитекторы не преследовали никакой цели, когда размещали эти изображения на стенах. Кстати, интересные детали станции находятся не только под землёй, но и на поверхности. Речь, конечно же, о вестибюле на Моховой улице.
Конструкция изначально принадлежала станции «Библиотека имени Ленина», однако потом здание решили отдать новой станции. Его внешний облик несколько изменился. А платформа Сокольнической линии лишилась собственного наземного вестибюля. Хотя им до сих пор можно воспользоваться, чтобы выйти в город.
To order a tour in Moscow, please send your order and we will calculate the best price in the city.