Гатчинский дворец
Гатчинский дворцово-парковый комплекс находится на расстоянии 50 километров от Санкт-Петербурга, в городе Гатчине
Возникновение дворцово-паркового ансамбля относится ко времени правления императрицы Екатерины II. В 1765 году государыня сделала своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову роскошный подарок: Гатчинскую мызу. Гатчинский дворец был построен в 1766-1781 годах в городе Гатчина (недалеко от Санкт-Петербурга) архитектором Антонио Ринальди. Живописный рельеф, родниковые озера, соединенные протоками и речками, позволили создать здесь уникальный пейзажный парк, центром которого стал неповторимый по своей архитектуре дворец. Гатчинский дворец расположен на холме над озером Серебряное. Он сочетает в себе черты средневекового замка и загородной резиденции. Дворцовые интерьеры являются образцом русского классицизма на рубеже18-19 веков. После смерти графа Орлова Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу у его наследников и пожаловала ее своему сыну великому князю Павлу Петровичу.
В царствование Николая I началась перестройка Гатчинского дворца, и он обрел тот вид, который сохранился до настоящего времени. Николай I и его сын Александр II вместе со своими семьями и свитой приезжали в Гатчинский дворец нечасто, в основном, для проведения балов, приемов коронованных особ и знатных вельмож, а также для участия в Императорских охотах. Позднее император Александр III избрал Гатчину своей основной загородной резиденцией. Царская семья из Петербурга переехала в Гатчинский дворец, который в течение многих лет оставался самым любимым, родным и теплым домом для всех членов императорской семьи.
После революции, в мае 1918 года, Гатчинский дворцово-парковый комплекс был открыт для посетителей как художественно-исторический музей.
Великая Отечественная война нанесла большой ущерб всему дворцово-парковому ансамблю. Реставрация дворца началась только в 1976 году. Первые парадные залы ХVIII века были открыты для посетителей в 1985 году, в их число входили Аванзал, Мраморная столовая, Тронная Павла I и выставка на третьем этаже Центрального корпуса.
В настоящее время работы по воссозданию интерьеров загородной резиденции российский императорской семьи продолжаются. Для посетителей открыты залы Центрального корпуса, галереи полуциркулей, в Арсенальном каре проводятся временные выставки. В 2016 году, к 250-летию Гатчинского дворца, музей представил новые отреставрированные пространства – Греческую галерею и Мраморную лестницу.
Для облицовки фасадов использовался местный строительный материал – разновидность травертина, добывавшийся в окрестностях Гатчины – Пудости, Парице, Чернице. Травертин использовался еще в Древней Греции для строительства храмов. Гатчинский дворец стал одним из первых зданий, чьи фасады были отделаны натуральным камнем.
Облик дворца соответствовал новому, утверждавшемуся в те времена, художественному стилю классицизм. Ринальди добился единства строгого величественного здания и паркового пейзажа.
Строительство дворца закончилось в 1781 году. Григорий Орлов, как человек очень богатый, превратил его в свою роскошную резиденцию, для украшения которой приобретались художественные произведения, статуи, картины, мебель, книги, оружие.
Еще с орловских времен в алькове Парадной опочивальни Гатчинского дворца имелась потайная дверь на темную узкую винтовую лестницу. По ней из парадных залов второго этажа можно было спуститься на нижний этаж главного корпуса и через туалетную комнату императора по той же потайной лестнице проследовать дальше в дворцовые подвалы, где и начинался подземный ход.
Павел часто пользовался потайной лестницей. Он любил устраивать своим гостям неожиданные сюрпризы,таинственным образом исчезая из дворца и так же неожиданно появляясь. На берегу Серебряного озера на небольшой деревянной пристани у грота «Эхо» его всегда ждал челнок и верный слуга. Путь из подземного хода дальше мог продолжаться и по воде.
Посещали подземный ход и некоторые высокие гости. Так, в 1797 году во время пребывания в Гатчинской мызе бывшего польского короля Станислава-Августа ему была устроена прогулка из дворца через подземный ход к гроту «Эхо» и далее по императорскому парку. Павел I доверил сопровождать почетного гостя своему ближайшему сподвижнику Сергею Ивановичу Плещееву, постоянному члену свиты государя.
«Гатчина, 31 августа 1797 года. Посколько Король попросил Императора дать ему кого-нибудь, кто показал бы все красоты Гатчины, ему был предоставлен господин Плещеев, – сообщается в Дневнике, который в это время вел личный секретарь короля. – Он сопровождал Короля, начиная от подвалов Гатчинского дворца, которые весьма своеобразны, до верхнего этажа башни этого обширного замка…»
Павел I остался доволен, видя какие яркие впечатления получил король Станислав-Август от всего увиденного: «Он сам говорит, что только здесь он чувствует себя действительно дома. И правда, что Павловск, при всем своем очаровании, лишь маленькое сокровище с Гатчиной, где все много величественнее».
После убийства императора подземный ход, по всей видимости, был надолго закрыт для посещения, поэтому в литературных источниках каких-либо сообщений о нем почти не встречается. А вот необычный на вид грот «Эхо», которым он торжественно заканчивается в пейзажном парке у глади самого чистого гатчинского озера, довольно часто фигурирует в воспоминаниях современников и даже изображен на полотнах художественных произведений. В 1817 году его запечатлел в одной из своих графических работ известный поэт и талантливый художник Василий Андреевич Жуковский. Рисунок так и называется: «Грот «Эхо». Сегодня он хранится в фондах Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге вместе с другими бесценными рисунками из альбомной серии «Шесть видов Гатчины».
Интересной является запись о подземном ходе и гроте «Эхо», которую оставила в своем дневнике в 1854 году Анна Федоровна Тютчева – фрейлина при цесаревне, а впоследствии императрице Марии Александровне, старшая дочь поэта Ф.И. Тютчева: «Гатчина, 19 октября… В парке около озера видна пещера, закрытая железной решеткой; говорят, что здесь находится выход из тех подземных ходов, которые император Павел велел провести от своей комнаты, чтобы иметь возможность бежать от убийц. Тщетная предосторожность, не предохранившая его от смерти, которой он так боялся и заслуженность которой, может быть, сознавал. Все эти воспоминания делают пребывание в Гатчине очень мрачным и неприятным. Я не понимаю, почему двор выбирает Гатчину именно тогда, когда хочет веселиться».
Известно, что в парках XVIII века сооружения, выдающие эхо, ценились и даже специально возводились для развлечения посетителей. Для них придумывались и особенные «кричалки»…
Гатчинское эхо тоже имеет свою историю. Громкое восклицание повторяется в подземной галерее несколько раз. По утверждению экскурсоводов государственного музея-заповедника, эхо «работает» не везде: оно отвечает лишь тому, кто встанет у второй от входа пары фонарей, и в этом состоит еще один инженерный секрет архитектора Ринальди.
Самые дешевые билеты из Москвы в Санкт-Петербург и обратно
Дата вылета | Дата возвращения | Пересадки | Авиакомпания | Найти билеты |
---|---|---|---|---|
26 ноября 2024 | 9 декабря 2024 | Прямой рейс | Билеты от 4 943 |
Первые «кричалки» появились здесь еще в Павловскую эпоху. Ими часто развлекались дети императора. Говорят, что они записаны в какой-то старинной книге… Среди самых известных, которые возможно сохранились еще с тех далеких времен, можно назвать такие распространенные сегодня «кричалки», как:
«Какой цветок не боится мороза?! – Роза!»,
«Как называлась первая дева?! – Ева!»,
«Кто украл хомуты?! – Ты!»
Но самым популярным у туристов, посещающих Гатчинский дворец, является восклицание:
«Кто нами правил?! – Павел!»
Очевидцы рассказывают, что иногда последнее слово эхо повторяет иногда до 30 раз!
3 комментария
Наташа
Он до сих пор в стадии восстановления после разрушений во время войны. Но какая красота! Какой простор!
Георг
На хрена спрашивается, фашистам надо было уничтожать такую красоту.
Серега
Очень понравился,какая то необыкновенная атмосфера царит в нем,хочется вернуться.